Обязаннрсти инспектора по трудовым спорам

Важная информация на тему: "Обязаннрсти инспектора по трудовым спорам". Мы собрали и подготовили полезную информацию по теме и предоставляем ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов, задавайте их нашим дежурным юристам.

Новые полномочия трудовой инспекции

Яна Метелева, заместитель начальника отдела федеральной службы по труду и занятости.

В Трудовой кодекс было внесено 348 поправок, которые вступают в силу 8 октября 2006 г. Большое количество поправок касается раздела «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства». В этой связи автор комментирует некоторые из наиболее значимых изменений, касающихся новых прав и обязанностей Федеральной инспекции труда.

Административные полномочия Федеральной инспекции труда уточнены в новой редакции ст. 356 ТК РФ. Согласно ей должностные лица инспекции обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности, а также рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий . Эти уточнения связаны с тем, что в соответствии с КоАП должностные лица инспекции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в суд для рассмотрения по ст. 19.4, 19.5, 19.7, ч. 2 ст. 5.27 и др., рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28 — 5.34, 5.44 (нарушения трудового законодательства и коллективно-договорного регулирования), а также при наличии признаков уголовного преступления направлять в органы прокуратуры документы для возбуждения дел (например, по ст. 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев»).

Статьи 356 — 357 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из полномочий Федеральной инспекции труда, связанных с охраной труда, исключены:

  1. предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
  2. дача заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  3. рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда.

Практически это означает, что инспекторы по охране труда не будут выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

К сфере контроля и надзора Федеральной инспекции труда теперь отнесены надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей . При этом в ТК РФ отсутствуют нормы, разделяющие компетенцию органов контроля ФСС РФ и Федеральной инспекции труда. Таким образом, в соответствующие законы и иные нормативные правовые акты необходимо внести поправки.

Статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации.

В отношении рассмотрения жалоб и обращений произошло незаметное на первый взгляд улучшение прав граждан на обращение к инспектору труда. Так, согласно действующей редакции ст. 356 ТК РФ правом обращаться в инспекцию за защитой своих нарушенных трудовых прав обладают только работники, т.е. лица, находящиеся в трудовых отношениях с работодателем. Такая редакция позволяла некоторым инспекциям отказывать гражданам в рассмотрении жалоб и обращений о нарушении их прав при приеме на работу (отказы в приеме на работу) или увольнении и направлять граждан в суд для разрешения индивидуального трудового спора. В новой редакции наименование «работники» заменено на «граждане». Таким образом, отношения, предшествующие работе и после ее окончания, также охватываются контролем и надзором инспекции.

Тем не менее из некоторых статей ТК РФ «специальные» полномочия инспекции исчезли. Речь идет о ст. 3 ТК РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда» и ст. 58 ТК РФ «Срок трудового договора». Согласно действующей редакции ТК РФ, инспекторы могут рассматривать жалобы лиц, считающих себя подвергнутым дискриминации в сфере труда, и выдавать обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав. Также инспектор может самостоятельно решить вопрос об обоснованности заключения срочного трудового договора и обязать работодателя считать такие договоры заключенными на неопределенный срок. После вступления в силу изменений эти споры будут рассматриваться только в суде.

Отменена координация, которую осуществляла Федеральная инспекция труда, в отношении деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля (профессиональными союзами) по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права . Таким образом была закреплена ранее состоявшаяся фактическая самостоятельность инспекций труда профсоюзов при осуществлении профсоюзного контроля.

Статья 365 Трудового кодекса Российской Федерации.

Многолетний спор о праве инспекторов труда беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения проверки разрешился в пользу работодателей. Инспектор труда при проверке должен соблюдать требования Федерального закона N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» , т.е. проводить проверку на основании распоряжения, в присутствии представителя организации, составлять акт по окончании проверки и соблюдать другие ограничения, предусмотренные Законом.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Изменения затронули полномочия инспектора труда при выдаче предписаний. Так, согласно ст. 357 ТК РФ, если индивидуальный трудовой спор или коллективный трудовой спор находится на рассмотрении в органе по рассмотрению трудовых споров (кроме судов), то инспектор труда имеет право выдать обязательное предписание об устранении очевидных нарушений трудового законодательства. Такая редакция статьи, к сожалению, не дает четкого определения границы между судебной и административной компетенциями по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и будет вызывать оспаривание решений инспекции и ее полномочий.

В связи с новым понятием «работодатель» инспекционному контролю подлежат все физические лица, нанимающие работников. К ним относятся не только зарегистрированные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т.п., но и физические лица, осуществляющие деятельность с нарушением законодательства (без государственной регистрации и (или) лицензирования), а также обычные граждане, нанимающие работников в целях личного обслуживания. Практическое значение этой поправки заключается в том, что привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда и выдавать обязательные для исполнения предписания работодателям — физическим лицам будет значительно легче.

Статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации.

Важное разъяснение по установлению компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и на тяжелых работах содержится в новой редакции ст. 219 ТК РФ «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда». Согласно действующей редакции ст. 219 ТК РФ, а также ст. 117 и 147 ТК РФ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и на тяжелых работах работодатель обязан установить доплату, а также предоставлять дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск. При этом только в ст. 147 ТК РФ законодатель связывает обязанность установить повышенную оплату труда с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Это означает, что предоставлять ежегодный дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда работодатель обязан в соответствии со Списком работ, профессий, должностей независимо от того, есть ли в наличии вредные факторы. В новой редакции ст. 219 ТК РФ предусмотрено предоставление компенсации в соответствии с Кодексом только в том случае, если на рабочем месте не обеспечиваются безопасные условия труда, подтвержденные результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.

Читайте так же:  Список регионов по переселению соотечественников в россию

Что делает трудовая инспекция?

Если с проверкой пришла трудовая инспекция…

Работа государственных инспекций труда, являющихся территориальными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), регламентирована нормами Трудового кодекса и закона № 294-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Основная деятельность трудинспекции — проверка работодателей на предмет соблюдения ими трудового законодательства.

Как правило, о предстоящей проверке известно заранее:

  • из плана проверок, опубликованного в соответствии со ст. 11 закона № 294-ФЗ;
  • предупреждения, которое должно быть сделано не менее чем за сутки (п. 16 ст. 12 закона № 294-ФЗ).

Однако возможна ситуация, когда трудовая инспекция пришла без предупреждения. Согласно ст. 360 ТК РФ предварительно уведомлять работодателя о проверке запрещено, если поводом для нее послужили обращения граждан о нарушениях трудовых прав или жалоба работника.

Рассмотрим основные направления работы трудинспекции.

Деятельность трудовой инспекции по надзору за соблюдением трудового законодательства

Основные мероприятия, проводимые трудинспекциями, перечислены в ч. 1 ст. 356 ТК РФ:

  • осуществление проверок деятельности работодателей;
  • выдача предписаний об устранении нарушений;
  • протоколирование и рассмотрение дел по некоторым административным правонарушениям, подготовка материалов о привлечении к ответственности.

Содержательно все эти виды работы подразумевают выявление, пресечение и профилактику нарушений трудового законодательства и трудовых прав работников.

ВАЖНО! В предмет деятельности трудовой инспекции не входит разрешение индивидуальных трудовых споров, это вытекает из содержания ст. 356, 357 ТК РФ. При наличии признаков спора предписания и постановления трудинспекции подлежат отмене, на это неоднократно указывал ВС РФ (см. постановление ВС РФ от 25.11.2015 № 3-АД15-8).

Для выявления признаков нарушений нормативных актов, регулирующих вопросы труда и зарплаты, проводятся проверки.

Проверка работодателя трудовой инспекцией

Проверка — совокупность мероприятий, проводимых для оценки соответствия действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Ее результаты оформляются актом.

Проверки могут проводиться как во внеплановом порядке (на основании запроса, обращения), так и по плану. В этом случае предварительным этапом является следующая работа:

  • анализ результатов надзорной деятельности и выявление рисков в соответствии со ст. 8.1 закона № 294-ФЗ;
  • определение лиц, с момента регистрации или последней проверки которых прошло 3 года и более;
  • составление плана проверок;
  • согласование плана с прокуратурой;
  • публикация плана на сайтах Генпрокуратуры и Роструда.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в документарной (проверяемое лицо представляет документы по запросу) и выездной (прибытие к месту нахождения проверяемого лица и изучение материалов на месте) форме (ст. 11, 12 закона № 294-ФЗ).

Полномочия государственных инспекторов труда

Права инспекторов трудинспекции при проведении проверок перечислены в п. 13 положения «О федеральном государственном надзоре. », утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875:

  • прибывать в место нахождения работодателя в любое время и при предъявлении удостоверения проводить проверку (если она имеет выездной характер);
  • получать необходимые документы и объяснения (срок для ответа на запрос или требование — 10 рабочих дней);
  • проводить изъятие образцов материалов и веществ с составлением акта;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • выдавать предписания об устранении нарушений, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от работы;
  • направлять в суды требования о ликвидации юрлиц, нарушающих требования охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение или инструктаж по охране труда;
  • запрещать использование ненадлежащих средств защиты работников;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных проступках, направлять материалы в другие органы по подведомственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.

Перечисленные полномочия реализуются в рамках, определенных нормативными актами.

Ограничения полномочий трудовой инспекции

При проведении проверок действуют ограничения, предусмотренные ст. 18 закона № 294-ФЗ:

  1. Проверка должна проводиться только на основании распоряжения уполномоченного лица и в пределах установленных сроков.
  2. Права и законные интересы проверяемого лица не должны нарушаться. В частности, ему должна представляться информация и разъяснения о проверке, полученных сведениях (в т. ч. поступивших по каналам межведомственного взаимодействия) и т. д.

Проверяющие вправе требовать представления только необходимых документов. В данном случае действует предметное ограничение:

  • для плановых проверок — ограничение вопросами, включенными в проверочные листы, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (см. сообщение на сайте Роструд утвердил 107 форм проверочных листов);
  • внеплановых проверок — необходимость выявления обстоятельств, вытекающих из основания для назначения проверки (обращения, предписания и др.).

Согласно п. 27 административного регламента…, утв. приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н, проверка прекращается или не начинается, если:

  • отсутствуют основания для ее проведения;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям трудинспекции;
  • противоречит иным требованиям нормативных актов.

Решения по проверке могут быть обжалованы в суд или руководителю территориальной службы либо руководителю Роструда, которые уполномочены отменять решения, вынесенные инспекторами с нарушениями требований по проведению проверок.

Таким образом, основная функция трудовой инспекции — надзорная — реализуется путем проведения ею проверок работодателей. По результатам проведенных мероприятий составляется акт, а при обнаружении признаков административных правонарушений — протоколы об этом. Если нарушение не входит в предмет деятельности трудинспекции, материалы передаются по подведомственности.

ответы к экзамену по ТП / 72

Федеральная инспекция труда как орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда.

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда во

всех организациях на территории РФ осуществляет Федеральная инспекция труда (ФИТ) и подведомственные ей государственные инспекции труда на местах

Система органов ФИТ является единой и централизованной. Руководство деятельностью ФИТ осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. В свою очередь, он назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда в субъектах РФ — главных государственных инспекторов.

Читайте так же:  Штраф за тонировку юридическому лицу

Государственные инспекторы труда наделены кругом прав и полномочий.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем

Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Профессия инспектор по труду

Инспектор по труду контролирует соблюдение Трудового кодекса Российской Федерации на предприятиях. Его считают защитником трудовых прав граждан. Он приходит к работодателям в плановом порядке либо по жалобе и проверяет, чтобы сотрудники были правильно оформлены, получали заработную плату дважды в месяц, без задержек и «конвертов», чтобы соблюдались нормы по охране труда и технике безопасности.

Места работы

Должность инспектора по труду существует только в Федеральной инспекции труда.

История профессии

19 июня 1947 года в Женеве была принята международная Конвенция, обязавшая государства иметь Инспекции для контроля соблюдения трудового законодательства. В это же время появилась профессия.

Обязанности инспектора по охране труда

Должностные обязанности инспектора по труду четко регламентированы законодательством и состоят в следующем:

  • проведение проверок организаций;
  • выявление нарушений;
  • составление протоколов;
  • определение штрафных санкций.

Кроме того, инспектор по охране труда:

  • расследует несчастные случаи на производстве,
  • приостанавливает работу организации при выявлении грубых нарушений.

Требования к инспектору по труду

Самое главное — отличное знание трудового права и опыт работы в юриспруденции. Также имеет значение:

  • знание документооборота;
  • умение работать с ПК;
  • коммуникативные навыки;
  • стрессоустойчивость.

Образование

Чтобы освоить профессию инспектора по труду необходимо получить юридическое образование. Или, как минимум, изучить Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Зарплата инспектора по труду

Заработная плата инспектора по труду, как государственного служащего, состоит из базовой тарифной ставки, переменных надбавок и поощрений. В среднем он получает около 30 тысяч рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

[3]

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Охрана труда».

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению «Охрана труда» (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

Процедура проверки организации государственным инспектором труда.

Государственные инспекторы труда и иные должностные лица Государственной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труда и охране труда путем проведения проверок, в процессе расследования несчастных случаев, произошедших на производстве

[1]

Принципы деятельности, основные задачи, полномочия, права и обязанности Государственной инспекции труда регламентируются Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённом постановлением правительства РФ №559 от 05.09.2007г, Положением о государственной инспекции труда в РО, утвержденном приказом № 180 от 24.03.2005г, а также Трудовым Кодексом РФ.

Основными задачами Государственной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая права на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Читайте так же:  Заявление о выдаче судебного приказа взыскании задолженности по жкх
Видео (кликните для воспроизведения).

— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, противозаконных действий (бездействия) или злоупотреблений.

При выявлении такого рода нарушений в ходе проверок материалы направляются в Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.

Государственные инспекторы труда имеют право, при наличии удостоверения установленного образца, посещать в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства организации любой организационно-правовой формы.

При проведении проверок госинспекторами труда строго соблюдаются требования федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ.

При поступлении в государственную инспекцию труда заявления о нарушении трудовых прав работника госинспектору труда выдается распоряжение о проверке данного предприятия и в частности вопросов, на какие ссылается в своем заявлении работник.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется руководителю, иному должностному лицу организации или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

В ходе проверки госинспектор труда имеет право запрашивать и безвозмездно получать от руководителя и иных должностных лиц организации документы, объяснения и информацию, необходимую для осуществления проверки.

За непредставление необходимых сведений (информации) для осуществления законной деятельности государственному инспектору труда статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки.

При выявлении в результате проведения проверки нарушений трудового законодательства государственным инспектором труда выдается обязательное к исполнению предписание, в котором указываются конкретные нарушения со ссылкой на статьи Трудового Кодекса РФ или иные нормативные документы, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушенийЗа невыполнение в срок законного предписания также предусмотрена административная ответственность в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае выявления в ходе проверки совершения должностным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае если должностное лицо ранее подвергалось административному взысканию за аналогичное административное правонарушение и вновь нарушило законодательство о труде и охране труда, то это влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Права и обязанности государственного инспектора труда

Основные права государственных инспекторов труда (как правовых, так и по охране труда) перечислены в ст. 357 ТК РФ. Их можно разделить на две группы.

Прежде всего, это права, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями. К ним надо отнести права:

беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации и работодателей — физических лиц (для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца).

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (при этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны);

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Вторая группа прав связана с реализацией властных полномочий, направленных на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав. К ним относятся права:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.

Помимо этого, государственные инспекторы участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, когда это предусмотрено законодательством. Например, в расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (ст. 229 ТК РФ).

ТК РФ предоставляет государственным инспекторам право выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Надо иметь в виду, что Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации, разделяет полномочия правовых инспекторов и инспекторов по охране труда.

Обязанности государственного инспектора труда перечислены в ст. 358 ТК РФ.

Осуществляя надзорно — контрольные функции, государственные инспекторы труда должны соблюдать Конституцию, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также права и законные интересы работодателей — как юридических, так и физических лиц.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Читайте так же:  К какой котегории товаров относятся подгузники

Когда к вам приходит инспектор труда

Сотрудники инспекций труда обладают обширными правами как в сфере контроля, так и надзора. Однако некоторые бухгалтеры и руководители предприятий недооценивают значимость контролеров. Именно вопросу их полномочий был посвящен ноябрьский семинар.

Что можно и нельзя инспектору труда?

Многие работодатели жалуются, что Трудовой кодекс написан в пользу работников, и трудовые инспекторы действуют только в их интересах. Но, по словам ведущей семинара, эксперта по трудовому праву Яны Метелевой, главная задача инспектора – следить за соблюдением трудового законодательства, а не принимать заранее чью-то сторону в споре. Следовательно, их деятельность далеко не всегда в интересах работника.

Структура этого контролирующего учреждения состоит из инспекторов по охране труда и инспекторов по правовым вопросам. Их полномочия едины и указаны в статье 357 Трудового кодекса, кроме некоторой дифференциации. К примеру, только инспектор по охране труда имеет право расследовать несчастные случаи на производстве, отстранять от работы сотрудников, которые не прошли специального обучения, а также приостанавливать работу фирмы или ее подразделения и оборудования, если было выявлено нарушение охраны труда.

Инспектор имеет практически неограниченные полномочия. Он не только составляет протокол о нарушении, но и рассматривает материалы дела, а также назначает наказание. Причем именно он учитывает все обстоятельства правонарушения – как смягчающие, так и отягчающие, определяя размер санкции за нарушение и фирме, иее должностному лицу.

Инспекторы труда придут в любое время

На практике возникают ситуации, когда инспектор труда приходит с проверкой на предприятие без распоряжения своего руководителя. Это одна из самых распространенных конфликтных ситуаций. Скажем, идет инспектор мимо строительной площадки и видит, что работы ведутся без соблюдения элементарных норм по охране труда и технике безопасности. Естественно, его задача – прекратить работы, угрожающие жизни и здоровью людей. В этом случае он не пойдет за разрешением к своему начальнику, а тут же отстранит их от работы и выдаст предписание.

Как правило, представители фирмы в таких случаях «встают в позу» и не пускают контролера на объект, не говоря уже о том, чтобы показать какие-то документы. Аргументируют они свою точку зрения тем, что проверяющий должен прийти только с распоряжением своего непосредственного руководства (п. 1 ст. 7 Закона № 134-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

По словам ведущей семинара г-жи Метелевой, многие предприниматели часто неправильно понимают смысл этого закона. В одной из его статей написано, что если международные договоры предусматривают иные правила, то применяются именно эти правила, а не положения закона (ч. 5 ст. 1 закона).

Такой международный договор в России есть. Еще в 1998 году Госдумой была ратифицирована Конвенция об инспекции труда, в которой зафиксировано, что инспекторы беспрепятственно, без предупреждения, в любое время суток могут прийти с проверкой в любую фирму, имея при себе только удостоверение (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ). Кстати, чуть позже это положение было подтверждено и в Трудовом кодексе в 357-й статье.

Поэтому лектор обратила внимание, что закон о защите прав хоть и распространяется на трудовых инспекторов, но далеко не во всех случаях. Например, инспекторы соблюдают правило, гласящее, что с плановыми проверками можно приходить в фирму не чаще одного раза в два года. Особого смысла в этом положении нет. Ведь по статистике, плановые проверки составляют лишь 10 процентов от общего объема проверочной работы инспекций труда!

Если представители компании так и не пустят трудовых инспекторов на свой объект, в самое ближайшее время на предприятие придет комплексная проверка, участвовать в которой будут прокуратура, милиция, налоговая инспекция и другие контролеры. К тому же инспектор оштрафует работодателя, если тот не подчиняется его законному распоряжению или не предоставляет информацию.

После проверки контролер должен составить акт либо протокол. Причем акт он составляет, только если нарушений не было. Хотя многие предприниматели считают, что инспектор обязан составить и акт, и протокол.

Ошибки в договоре и не только

Работодатели в малом и среднем бизнесе Москвы чаще всего вообще не заключают трудовые договоры с работниками или заключают их со значительным опозданием. Правонарушение это длящееся. Поэтому оштрафовать фирму контролер может в течение двух месяцев с момента, как его обнаружит.

К тому же необходимо помнить, что трудовой договор вступает в силу с момента, который определят сами стороны. Как правило, он вступает в действие с момента выхода на работу сотрудника. С этого же времени ему начинает идти трудовой стаж.

Нужно помнить, что договоры должны быть заключены со всеми работниками – как штатными, так и внештатными. Если сотрудник работает по совместительству, фирма заключает два договора: по основной работе и работе совмещения. Из статьи 151 Трудового кодекса вытекает, что совмещение – это выполнение иной оплачиваемой работы по другой профессии или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Другими словами, совмещать вакантные должности, аналогичные своей, нельзя.

К примеру, в штате предприятия два бухгалтера. Когда один из них уволился, второй, как правило, начинает выполнять его работу. Администрация оформляет это как совмещение работы. Однако инспектор труда считает, что совмещения здесь нет. Эту ситуацию можно оформить как надбавку за дополнительный объем работы.

Инспекторы требуют, чтобы все кадровые документы были оформлены на специальных бланках. Хотя в законе не зафиксировано, что это требование обязательно. Поэтому, если оно не выполнено, фирму не оштрафуют.Напомним, что унифицированные формы «первички» по учету труда и его оплате были утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Практиканты на работе

Еще одним нарушением можно назвать то, как работодатели оформляют отношения с практикантами. Каждое лето трудовые инспекторы проверяют предприятия, на которые устраиваются учащиеся, проходя таким образом практику. Нарушений они находят массу. К примеру, со студентами фирма должна заключать трудовой, а не ученический договор. Некоторые же работодатели вообще никак не оформляют используемую ими рабочую силу.

Довольно часто практикантам не выдают заработную плату, перечисляя ее на счет учебного заведения. Руководители мотивируют свои действия тем, что с учебным заведением у них заключен договор, по которому оплату за труд временного сотрудника они обязаны перечислять на счет заведения. Это серьезное нарушение, ведь работу выполняет практикант, и, следовательно, деньги надо перечислять ему.

Кстати, у администрации возникает вопрос, а как оценивать работу таких временных сотрудников? Ведь расценок на их работу нет. Инспекторы труда советуют в этом случае рассчитывать пропорционально отработанному времени от минимальной ставки.

Читайте так же:  Какой порядок снятия группы инвалидности

Зарплата по правилам

Распространенная ошибка работодателей связана с зарплатными счетами в банках. Конечно, для работодателей это удобный способ перечисления денег. А вот с сотрудниками сложнее. Не нравится им этот способ: и мест, где можно получить деньги,в Москве мало, и ехать от места работы далеко, и комиссия большая, а порой в банкомате вообще денег нет.

Лектор рассказала, что был случай, когда все сотрудники согласились на такой способ получения зарплаты, а одна из сотрудниц отказалась (от работы далеко ехать до банкомата) и стала спорить с администрацией. В итоге она добилась своего, и сейчас для нее одной деньги привозит инкассатор.

На практике обстоит дело обычно так. Администрация вместе с трудовым договором дает работнику на подпись и договор на открытие счета в банке (на который фирма переводит заработную плату).

Однако если согласия сотрудника в трудовом или коллективном договоре на перечисление зарплаты в банк нет, то переводить его на безналичные расчеты нельзя. Это требование установлено в статье 136 Трудового кодекса. И даже если такое условие предусмотрено в договорах, но ухудшает положение работника, то он может потребовать выплачивать зарплату в кассе предприятия.

Часто бухгалтерия выплачивает зарплату сотрудникам лишь раз в месяц, а не два. Однако требование о выплате не реже двух раз в месяц оформлено в кодексе (ст. 136 ТК). За этим нарушением последует штраф. Причем независимо от того, было ли это «правило» прописано в трудовом или коллективном договоре, оформлено приказом руководства или заявлением работника.

К тому же Трудовой кодекс за такие просрочки предусматривает выплату процентов. А поскольку срок исковой давности за это нарушение три года, то суммы, как правило, «набегают» приличные.

Кто за что ответит?

Все нарушения, за которые трудовой инспектор может оштрафовать, укладываются практически в одну статью – 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Причем по ней контролер применяет ответственность только к должностным лицам, а не самой компании. Другими словами, штраф будет платить генеральный директор фирмы, его заместитель, главный бухгалтер, а также руководители структурных подразделений и их замы.

Бывают случаи, когда за руководителя штраф оплачивает сама компания. Это вызывает лишние подозрения у проверяющих. Они могут материалы дела направить в налоговую инспекцию для более детального изучения.

Не многих руководителей пугает штраф за нарушения трудового законодательства. Ведь его максимальная сумма составляет 5000 рублей. Но они забывают, что если инспектор два раза в год найдет аналогичные нарушения, то через суд на три года дисквалифицирует руководителя. Иными словами, тот не сможет занимать аналогичные должности не только в своей компании, но и в других. А имя такого «проштрафившегося» руководителя Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству внесет в специальный реестр дисквалифицированных лиц, с которым может ознакомиться любой человек.

В Кодексе об административных правонарушениях есть ряд статей, по которым инспектор штрафует предприятие (ст. 5.28–5.34, ст. 5.42, ст. 5.44 КоАП). Статьи связаны с нарушением порядка, по которому фирма заключает коллективный договор, а также порядка примирительных процедур.

[2]

Кроме того, есть три статьи, не касающиеся нарушений трудового законодательства. По ним инспектор имеет право составить протокол и направить его для рассмотрения в суд. Во-первых, сотрудник отказывается исполнять законное распоряжение инспектора. В этом случае ему придется заплатить штраф в размере 2000 рублей (ст. 19.4 КоАП).

Во-вторых, фирма, которая не исполнит предписание инспектора в установленный им срок, будет оштрафована на 10 000 рублей (ст. 19.5 КоАП).

И наконец, в-третьих, если сотрудник предприятии не предоставит сведений инспектору в срок, то ему придется заплатить 500 рублей, а компании – 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организатора семинара компанию «Бизнес-Семинары» ( www.business-seminars.ru).

Трудовой или гражданско-правовой договор?

Порой работодателю гораздо выгоднее заключить с сотрудником гражданско-правовой, а не трудовой договор, нарушая тем самым права работника. И если ранее трудовые инспекции выявляли такие ситуации, то с января 2004 года – это полностью компетенция суда.

Причем сейчас инспекторы вообще не вмешиваются в вопросы, которые регулируются этим видом договора. Судебная практика в Москве сложилась неоднозначная.

Бухгалтерия обязана выплачивать сотрудникам зарплату не реже двух раз в месяц

Документы, которые потребует инспектор труда на проверке

  1. Уставные документы.
  2. Штатное расписание.
  3. Трудовые договоры.
  4. Формы учета по труду Т-1 (приказ о приеме на работу), карточка Т-2, приказы о переводе, отпуске, увольнении (Т-4, Т-5, Т-6).
  5. Расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости на выдачу заработной платы.
  6. Гражданско-правовые договоры (если есть).
  7. Положение о персонале (если есть).
  8. Правила внутреннего трудового распорядка.
  9. График отпусков.
  10. График сменности (если сменная работа).
  11. Положение об оплате труда (о премировании, о надбавках, о вознаграждении за год).
  12. Лицевые счета.
  13. Банк.
  14. Касса.
  15. Чековая книжка.
  16. Табель учета рабочего времени.
  17. Журнал учета движения трудовых книжек.
  18. Трудовые книжки.
  19. Кадровые и производственные приказы.
  20. Персональные данные работников и другие.

Инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:

  • беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;
  • осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. (ст. 12 законаот 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ «О ратификации конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде»).

Источники


  1. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.

  3. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  4. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
Обязаннрсти инспектора по трудовым спорам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here